Облик современных мегаполисов формируется небоскребами, торговыми центрами и дорогами – места для парков практически не остается. А даже если в городе и имеется обширная парковая зона, то большинство горожан выбирается в нее в лучшем случае пару раз в месяц.
Как же изменить ситуацию таким образом, чтобы даже в самом сердце асфальтово-бетонных “джунглей” люди всегда могли радоваться красоте зеленых насаждений. Группа энтузиастов из Нью-Йорка предлагает использовать для этой цели… автобусы! Точнее их крыши.Идея не так безумна, как может показаться. Площадь поверхности крыши современного городского автобуса равна в среднем 30 квадратным метрам. Елку или березку на автобус, конечно, не взгромоздишь, зато газон с цветами и кустарниками разбить можно очень живописный. Для питания зеленых насаждений можно использовать капельный полив – систему, благодаря которой вода подводится прямо к корням растений.
Так один опытный образец уже ездит по Манхэттену, радуя глаз прохожих и пассажиров. Пока идея не получила поддержки у городского правительства. Но если на каждом из 4500 Нью-Йоркских автобусов устроить такой мини-сад, то город получит дополнительно 14 гектар “зеленой” площади.
Рейсовый автобус PhotoKinetic с клумбой на крыше появился на дорогах испанского города Жирон. Это каталонский художник Марк Граньен убедил местную мэрию разместить на городских автобусах различные насаждения и элементы ландшафта. Непосредственно на крыше автотранспорта разбиты сады, лужайки и даже мини-пруды. Но кроме эстетической функции такое дизайнерское решение позволило снизить стоимость эксплуатации всего автопарка города.
Газон или сад служат теплоизоляционной прослойкой, снижая потери тепла и препятствуя поступлению холода внутрь транспорта (в зависимости от времени года), что позволило меньше отапливать/охлаждать салон и снизить расход топлива.
Ну а снижение потребления солярки это еще и чистый воздух. Кроме того, в процессе очищения участвуют и зеленые насаждения, квадратный метр которых поглощает 20 килограмм углекислого газа. Мадрид ежедневно обслуживают примерно тысяча автобусов, на крыше каждого из них можно поместить сад площадью 20 квадратных метров. Это порядка двух гектаров зеленой зоны, так необходимой большому мегаполису. Зеленая зона организовывается на крыше без применения гумуса и естественной почвы, так как они окисляли бы швеллер стальной кузова автобуса. Слой более семи сантиметров толщиной состоит из минералов, сходных по химическому составу с землей. Растения чувствуют себя в такой среде естественной, а полив обеспечивает система с гидропоникой. Для большей надежности первый промежуточный слой делают из стекловолокна. В будущем планируется заменить металлические крыши автобусов легкими пластиковыми, сэкономив на производстве и снизив вес транспортного средства.
На крышах размещают растения невысокого роста: тимьян, мяту, розмарин, цветы по сезону и даже некоторые сорта цикория, клубники и салата.
Экологический опыт автобусных садов перенимают и другие страны мира.